Психологическая готовность к школе: что это и как ее развить

Психологическая готовность к школе: что это и как ее развить

Психологическая готовность к школе – уровень психического развития дошкольника, достаточный для овладения школьной программой и привыкания к коллективу. Если физическая готовность включает только здоровье и степень физического развития, специальная – отдельные умения и навыки (счет до 10, чтение слогов, букв и т. д.), то психологическая состоит из целого комплекса критериев.

Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Это уровень психического развития дошкольника, которого достаточно для овладения школьной программой, восприятия обучения, осознания себя школьником с соответствующими обязанностями, адаптации к коллективу и новым условиям.

Выделяют 4 критерия готовности к школе:

  • Интеллектуальный. У ребенка развиты память, внимание, аналитическое, образное и словесно-логическое мышление. У него достаточный словарный запас, есть база знаний о жизни в обществе и окружающем мире. Ребенок способен рассказать о своей семье, знает, как добраться домой, и помнит контакты родственников.
  • Социальный. Ребенок знакомится и общается со сверстниками, умеет делиться вещами, защищается (но без агрессии), активно участвует в жизни своего коллектива. Он признает авторитет взрослых (учителей, родителей), обращается к ним за помощью и в то же время сам проявляет лидерские качества.
  • Личностный. Ребенок ощущает себя отдельной личностью, имеет внутреннюю позицию, характер, адекватную самооценку. Ему интересно учиться, он способен выполнять задачи педагога и оценивать результаты. При развитом личностном критерии ребенок понимает, зачем ему нужно учиться, ему нравится новая роль школьника.
  • Эмоционально-волевой. Ребенок способен управлять поведением и настроением, понимает разницу между «хорошо» и «плохо», умеет сосредотачиваться и слушать взрослого, а также выполнять задания, которые ему неинтересны. Ребенок соблюдает школьный режим, хочет получать «4» и «5», усидчив.

Основной из этих критериев – личностный (или мотивационный). Правильные, зрелые мотивы у ребенка, который хочет пойти в школу, – это интерес, любознательность, желание заниматься важным делом и развивать способности, стремление стать самостоятельным.

Незрелые мотивы –принуждение со стороны родителей, желание получить красивые ручки, тетрадки и сладости.

Почему важна психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Если какой-либо критерий психологической готовности не достигнут, то ребенку в школе будет крайне сложно. Так, при недостаточной социальной готовности он не сможет адаптироваться в коллективе и найти друзей. В результате может столкнуться с чувством изолированности, неуспешности, его самооценка снизится.

При неразвитой интеллектуальной готовности ребенок столкнется с трудностями при решении простейших задач, с хроническим отставанием по учебной программе, а это в свою очередь станет причиной отсутствия любознательности, появления отрицательного отношения к учителям и обучению в целом.

Есть 3 уровня психологической готовности дошкольника:

  1. При высоком уровне ребенок справится даже с углубленным изучением предметов, но при этом есть риск, что простые задания не будут ему интересы.
  2. При среднем уровне столкнется со сложностями при решении более сложных задач, и, если не учитывать его состояние, есть вероятность отрицательных психологических последствий.
  3. При низком уровне будет сложно осваивать учебный материал, что негативно скажется на мотивации к обучению, станет причиной стресса.

Задача родителей – определить, по каким критериям психологической готовности к школе ребенок не дотягивает, и исправить упущения. Даже если он не посещал детский сад, но регулярно занимался дома с родителями/репетитором, он тоже успешно вольется в жизнь коллектива и освоит школьную программу. В связи с этим стоит расширять кругозор ребенка, обеспечивать условия для его общения со сверстниками и взрослыми, выстраивать оптимальный режим дня.

Как понять, что ребенок готов к обучению в школе

Часто школьные психологи проводят с дошкольниками предварительные беседы, задавая им вопросы на определенные темы и присуждая баллы. После этого они консультируют родителей по поводу того, что можно сделать для улучшения ситуации.

Проверить готовность ребенка родители могут и самостоятельно. Так, детский психолог Лидия Панькова подготовила серию тестов под названием «Проверяем готовность ребенка к школе». В книге вы найдете мотивационный тест-опросник с баллами и расшифровкой результатов, тест по психосоциальной зрелости, тест школьной зрелости Керна – Йерасека, тесты на наблюдательность и запоминание, придумывание рассказа по картинкам и многое другое.

Задания лучше выполнять постепенно, в течение нескольких дней. Тестирование должно проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.

Признаки психологической готовности ребенка к школьной жизни:

  • способность к произвольной деятельности: ребенок может в течение 30 минут заниматься определенным делом;
  • самостоятельность: способность одеться, переодеть сменную обувь, подготовить портфель на завтра;
  • способность выполнять инструкции взрослого;
  • положительная настроенность к школе;
  • умение знакомиться, общаться со сверстниками, делиться учебными предметами (при необходимости защищая собственные границы);
  • развитые мышление, внимание, память, словарный запас;
  • понимание того, что ожидает в школе: какие здесь действуют правила, ограничения, распорядки;
  • нормальная самооценка, уверенность в успешном выполнении заданий.

Как подготовить ребенка к школе

Ребенок должен ходить в детский сад или хотя бы на развивающие занятия, так как это способствует его лучшей адаптации к школьному коллективу. Ведь уже с 3 лет дети сидят за столом, слушают указания воспитателей, выполняют поставленные ими задачи – даже если им интереснее было бы в этот момент поиграть. Ребенок, который регулярно ходит в садик, привыкает к группе из детей и взрослого (воспитателя, учителя).

В то же время и родителям необходимо готовить его к школе:

  1. Так, для достижения интеллектуальной готовности играйте с ребенком в игры, направленные на обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления и внимания. Полезны пересказы сказок и рассказов, изучение энциклопедий.
  2. Игры с мелкими предметами, раскрашивание и вырезание по контуру развивают сосредоточенность, внимание и усидчивость, а соблюдение режима дня – самодисциплину.
  3. Экскурсии в школу, чтение книг всей семьей, рассказ о любимых учителях – все это формирует личностный (мотивационный) критерий готовности к школе.

Важны доброжелательная атмосфера в семье, отсутствие тотального контроля, личный пример, разговоры с дошкольником обо всем на свете.

Некоторые родители сами начинают учить ребенка писать, читать, считать, обучают его иностранным языкам, однако эффективнее поступить по-другому:

  1. Не учить решать математические задачи, а разъяснить механизмы счета: что такое количество предметов, что такое «меньше» и «больше», куда это – «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  2. Не учить читать, а заинтересовать самим наличием книг, читать сказки и рассказы на ночь по очереди – сначала взрослые, потом ребенок.
  3. Не учить писать, а показать, как нужно держать в руке карандаши и ручки, играть в игры, развивающие мелкую моторику, научить правильно сидеть за столом.

Хорошо, если ребенок умеет запоминать небольшие стихотворения, 10 цифр или слов, пересказывать истории и составлять рассказы по картинкам. Также желательно научить его клеить, вырезать по шаблону, рисовать по точкам и клеточкам, чертить разные виды линий (прямые, ломаные, волнистые), лепить и рисовать.

Заключение

Умение считать и писать печатными буквами – далеко не все, что входит в психологическую готовность к школьной жизни. Выделяют умственный, социальный, мотивационный и эмоционально-волевой критерии готовности. Важно, чтобы дошкольник был мотивирован на учебу, любознателен, способен контролировать себя, соблюдал школьные правила.

Дети, регулярно посещающие детский сад, чаще всего уже готовы к обучению в школе, но и родители должны уделить этому вопросу особое внимание.