Когда ребенок говорит первое слово, и как ему помочь развивать речь

Когда ребенок говорит первое слово, и как ему помочь развивать речь

Первый зубик, первый шаг и первое слово – родители с нетерпением ждут этих важных достижений в жизни малыша. Расскажем о том, когда дети говорят свои первые звуки, слоги и складывают их в слова, чтобы родители услышали долгожданные «мама» и «папа».

Этапы развития речи у детей

В процессе роста и развития ребенок активно осваивает речь, при этом его навыки существенно усложняются и совершенствуются на первом году жизни. Далеко не всегда родители замечают переходные фазы, поскольку у каждого ребенка этот процесс индивидуален. В таблице представлены основные этапы речевого развития согласно клиническим рекомендациям Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, которые одобрены Союзом педиатров России.

ПериодФормирование речевых навыков
0-3 мес.Грудничок издает гласные звуки, которые воспроизвести проще всего – «а», «о», «у». Впоследствии звуки усложняются, и к ним присоединяются согласные: «бу», «гу». Особенно активно гулит малыш, если взрослые поддерживают его и агукают в ответ.
4-5 мес.Малыш совершенствует свое произношение и проводит эксперименты. Он слышит сам себя, учится менять интонацию, длину произносимого звука. Примечательно, что ребенок может присоединять несколько гласных и согласных – «агу», «абу».
6 мес.Ребенок отлично различает голоса близких ему людей, может отличать родителей и родственников от незнакомых. Обычно к этому времени он пытается говорить слоги «ма» и «па». Появляются первые эмоциональные окрасы слов.
7-8 мес.Время активного сопряжения звуков и действий. Ребенок слышит призывы и преобразовывает их в действия. В ответ на просьбу он может протянуть руку и сделать другие движения. Ребенок заинтересован в звуках животных и даже повторяет их.
9-11 мес.Ребенок может сложить звуки и продублировать их, получая легкие слова. В течение 9-11 месяца в словаре малыша насчитывается около десяти таких слов, как «мама», «ляля», «баба». Понимает отрицание, отзывается на свое имя.
12-18 мес.Малыш говорит простые слова, идентифицирует людей и предметы, умеет различать и называть животных, знает и показывает части тела. За взрослыми может повторять окончания детских стихов. Слова употребляются в единственном числе и в именительном падеже. Произносит четко все гласные и почти все согласные.
2-3 годаОтвечает на легкие вопросы, рассказывает сказки, истории, стихи. Употребляет повелительное наклонение, умеет формулировать просьбы. Осваивает множественное число. Выполняет действия, описывает картинки и ситуации нехитрыми предложениями. Словарный запас составляет около трехсот слов. Может активно придумывать свои слова, которых не существует в речи.
3-4 годаРебенок активно общается со взрослыми и другими детьми, произносит более сложные предложения, его разговор четкий, фразы разборчивы, в нужных местах есть интонация, разговор часто эмоционально окрашен. В большинстве случаев все звуки малыш уже четко выговаривает, но с некоторыми шипящими и звуком «р» могут быть сложности. Словарь малыша состоит из полутора тысяч слов.

Приведенные в таблице показатели – усредненные, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать характер, индивидуальность ребенка.

Далеко не все отклонения свидетельствуют о нарушении здоровья, но все же, при задержке развития речи нужно обратиться к педиатру, чтобы получить направление на обследование и коррекцию речи. По рекомендациям ВОЗ, при разнице с усредненными показателями в несколько месяцев уже стоит обращаться к специалисту.

Задержка речи у ребенка старше трех лет может быть проявлением серьезного нарушения, а также воздействовать не только на речевой аппарат, но и на коммуникативные особенности, умение читать и писать. Не стоит затягивать с визитом к специалисту, если есть подобные нарушения – чем раньше начать коррекцию патологии, тем более быстрым будет результат.

Когда ребенок говорит первое слово

Простые слова и осознанные слова ребенок говорит примерно к году, с разницей в несколько месяцев. Если в 9-11 месяцев сочетание слогов «мама» для него просто успешный маневр, то уже через месяц он четко идентифицирует с этим словом маму. Такой показатель индивидуальный, поэтому не стоит равнять всех малышей под шаблонные таблицы – еще долго ребенок может употреблять «мама» в разных ситуациях, в том числе, как для обозначения матери, так и просто для развития речи.

Девочки и мальчики: гендерные особенности речи

Не секрет, что девочки в развитии несколько опережают мальчиков, в том числе и в вопросе устной речи. Известный педагог И. Подласый в своем учебнике «Педагогика» объясняет это так:

  • с рождения у девочек повышен интерес к людям и к лицам больше, нежели у мальчиков;
  • родители уделяют девочкам больше внимания, в том числе дольше разговаривают с ними, агукают;
  • девочки раньше приобретают двигательные навыки, осваивают мелкую моторику;
  • девочки запоминают больше слов и легче строят ассоциативные ряды;
  • мальчики хуже сосредоточиваются.

Первые осознанные слова девочки говорят примерно в десять месяцев, мальчики же произносят их в возрасте 11-12 месяцев.

Врачи же рассматривают не только психическую зрелость малыша, но и указывают на соматические факторы. В частности, на уровень развития, по мнению медиков, влияет и гормональный статус.

Проблемы с речью

Говорить о проблемах с речью принято у детей старше трех лет, если до этого возраста не выявлены патологии, препятствующие развитию речи: глухота, врожденные аномалии речевого аппарата, последствия травм.

Заключение о задержке речевого развития дают три специалиста, которые диагностируют патологию:

  • психиатр;
  • невропатолог;
  • логопед.

На основании полученных данных педиатр ставит такого ребенка на учет, и в дальнейшем им будет заниматься узкий специалист.

С какими проблемами с речью чаще всего сталкиваются родители, и как на это реагировать? В первую очередь, это непроизношение первых звуков в словах, «заглатывание» окончаний, замена одного звука другим, намеренное искажение звуков, неправильная постановка слогов в словах, непонимание смысла слов, бедный словарный запас, недостаточная выразительность, проблемы с высказыванием своих мыслей, нарушение темпа речи.

Подобные нарушения могут быть связаны с такими заболеваниями, как алалия, дизартрия, дислалия, заикание, аутизм или мутизм – каждое нарушение имеет свои характеристики, и здесь диагноз поможет определить специалист.

Почему малыш молчит?

Есть несколько обстоятельств, по которым ребенок может молчать. Отдельно выделим такую причину, как врожденная глухота. Обычно об этом родители узнают на раннем этапе, когда малыш не реагирует на звуки. Если ребенок не слышит звуки, то и воспроизводить их трудно. С такими детьми работают отоларингологи. Появиться может глухота и вскоре после рождения, даже если малыш здоров. Патология возникает как следствие перенесенных инфекционных заболеваний, травм.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 60% случаев глухоту у детей можно предотвратить.

Но есть еще и другие группы проблем, при которых наблюдается задержка речевого развития. Ребенок слышит звуки, реагирует на них, но воспроизводить сам не спешит. Медики выделяют такие отклонения:

  1. Психологические нарушения – недостаток внимания, слабая эмоциональная связь с родителями, отсутствие потребности в разговоре. В таком случае нужна коррекция психолога, причем не только для ребенка, но и для взрослых – именно они должны уделять крохе больше внимания.
  2. Неврологические патологии – могут быть заложены внутриутробно или приобретены уже после рождения. Специалист-невропатолог сделает диагностику и назначит средства для лечения ребенка – ноотропы, активизирующие мозговое кровообращение.
  3. Логопедические проблемы – неумение пользоваться речевым аппаратом из-за особенностей строения или других патологий: короткая уздечка, неправильный прикус, особенности неба. Частично вопрос решается хирургическим путем, но для коррекции малышу помогут занятия с логопедом.

Как разговорить ребенка

Если ребенок не имеет патологий речевого аппарата, психологических или неврологических проблем, то ему необходима поддержка близких, – чтобы помогли разговориться. Внимание родителей к ребенку – ключевой фактор в общении и развитии речи.

Иногда помощь специалистов не нужна – достаточно лишь обратить прицельное внимание на развитие речи малыша и помочь ему справится со своей стеснительностью.

Логопеды дают следующие советы взрослым при общении с детьми:

  • общайтесь без сокращений слов, «сюсюканий», употребления неграмотных конструкций – ребенок должен привыкать к классической речи;
  • повторяйте названия предметов в разных ситуациях, чтобы ребенок видел многогранность и множественность использования слов;
  • читайте больше сказок и учите простые стихотворения, повторяйте их на прогулке, перед сном;
  • при задержке речи начните с пения – протяжные звуки ребенку повторить намного легче;
  • развивайте мелкую моторику, играйте и добавьте физическую активность – все это поможет развить речь;
  • не говорите от имени ребенка, не заменяйте его молчание своими словами – дайте ему время сформулировать мысль и высказаться, пусть даже поначалу предложения будут нестройными, и с ошибками;
  • реагируйте на речь ребенка, дайте ему понять, что его слова важны, и тогда он будет с охотой демонстрировать вам свои речевые навыки;
  • при занятиях дома действуйте последовательно, не пропускайте занятий и уделяйте достаточно времени развитию речи;
  • взаимодействуйте с малышом в игровой форме – в детском возрасте это наиболее эффективный способ передачи и усвоения информации;
  • не давите на ребенка во время занятий или каждый раз, чтобы получить результат как можно быстрее – малыш просто начнет противиться такому давлению.

Часто дети боятся разговаривать, если у них слабый голосовой аппарат. Из-за этого они могут присвистывать или шепелявить, поэтому ощущают психологический дискомфорт по сравнению со своими более успешными товарищами.

Задача родителей – помочь натренировать мышцы губ, чтобы исправить явные недостатки. Для этого специалист может предложить упражнения – свистеть с малышом, дуть, складывать губы «уточкой», плотно сжимать губы, имитировать звуки животных. Такие несложные упражнения помогут разговорить ребенка.

Развитие речи у ребенка – сложный процесс. Человечество потратило тысячи лет на освоение звуков и букв, сегодняшние же малыши семимильными шагами идут вперед, начиная говорить еще в младенчестве. При правильном развитии ребенок без проблем освоит буквы и звуки, но важно не пропустить то время, когда проблемы с речью только появляются – зачастую с помощью специалистов их можно устранить в раннем возрасте.

Команда mums.ru

Родительство — самое радостное и сложное приключение в жизни. В Mums мы знаем о вас и готовы вам помочь. Когда вы ищете лучшее для своего ребенка, то не оставляете камня на камне, и мы тоже. Принятие правильных решений о том, что нужно ребенку, что он будет любить и ценить, когда вырастет, и что поможет ему реализовать свой безграничный потенциал — непростая задача. Мы здесь, чтобы дать вам инструменты для ее выполнения. Мы рады поделиться обзорами продуктов, пошаговыми советами по воспитанию детей и фантастическими идеями подарков на все случаи жизни. Мы стремимся дать вам все необходимое, чтобы вы могли сосредоточиться на радостях воспитания ребенка.