Психологическая готовность к школе – уровень психического развития дошкольника, достаточный для овладения школьной программой и привыкания к коллективу. Если физическая готовность включает только здоровье и степень физического развития, специальная – отдельные умения и навыки (счет до 10, чтение слогов, букв и т. д.), то психологическая состоит из целого комплекса критериев.
Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Это уровень психического развития дошкольника, которого достаточно для овладения школьной программой, восприятия обучения, осознания себя школьником с соответствующими обязанностями, адаптации к коллективу и новым условиям.
Выделяют 4 критерия готовности к школе:
- Интеллектуальный. У ребенка развиты память, внимание, аналитическое, образное и словесно-логическое мышление. У него достаточный словарный запас, есть база знаний о жизни в обществе и окружающем мире. Ребенок способен рассказать о своей семье, знает, как добраться домой, и помнит контакты родственников.
- Социальный. Ребенок знакомится и общается со сверстниками, умеет делиться вещами, защищается (но без агрессии), активно участвует в жизни своего коллектива. Он признает авторитет взрослых (учителей, родителей), обращается к ним за помощью и в то же время сам проявляет лидерские качества.
- Личностный. Ребенок ощущает себя отдельной личностью, имеет внутреннюю позицию, характер, адекватную самооценку. Ему интересно учиться, он способен выполнять задачи педагога и оценивать результаты. При развитом личностном критерии ребенок понимает, зачем ему нужно учиться, ему нравится новая роль школьника.
- Эмоционально-волевой. Ребенок способен управлять поведением и настроением, понимает разницу между «хорошо» и «плохо», умеет сосредотачиваться и слушать взрослого, а также выполнять задания, которые ему неинтересны. Ребенок соблюдает школьный режим, хочет получать «4» и «5», усидчив.
Основной из этих критериев – личностный (или мотивационный). Правильные, зрелые мотивы у ребенка, который хочет пойти в школу, – это интерес, любознательность, желание заниматься важным делом и развивать способности, стремление стать самостоятельным.
Незрелые мотивы –принуждение со стороны родителей, желание получить красивые ручки, тетрадки и сладости.
Почему важна психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Если какой-либо критерий психологической готовности не достигнут, то ребенку в школе будет крайне сложно. Так, при недостаточной социальной готовности он не сможет адаптироваться в коллективе и найти друзей. В результате может столкнуться с чувством изолированности, неуспешности, его самооценка снизится.
При неразвитой интеллектуальной готовности ребенок столкнется с трудностями при решении простейших задач, с хроническим отставанием по учебной программе, а это в свою очередь станет причиной отсутствия любознательности, появления отрицательного отношения к учителям и обучению в целом.
Есть 3 уровня психологической готовности дошкольника:
- При высоком уровне ребенок справится даже с углубленным изучением предметов, но при этом есть риск, что простые задания не будут ему интересы.
- При среднем уровне столкнется со сложностями при решении более сложных задач, и, если не учитывать его состояние, есть вероятность отрицательных психологических последствий.
- При низком уровне будет сложно осваивать учебный материал, что негативно скажется на мотивации к обучению, станет причиной стресса.
Задача родителей – определить, по каким критериям психологической готовности к школе ребенок не дотягивает, и исправить упущения. Даже если он не посещал детский сад, но регулярно занимался дома с родителями/репетитором, он тоже успешно вольется в жизнь коллектива и освоит школьную программу. В связи с этим стоит расширять кругозор ребенка, обеспечивать условия для его общения со сверстниками и взрослыми, выстраивать оптимальный режим дня.
Как понять, что ребенок готов к обучению в школе
Часто школьные психологи проводят с дошкольниками предварительные беседы, задавая им вопросы на определенные темы и присуждая баллы. После этого они консультируют родителей по поводу того, что можно сделать для улучшения ситуации.
Проверить готовность ребенка родители могут и самостоятельно. Так, детский психолог Лидия Панькова подготовила серию тестов под названием «Проверяем готовность ребенка к школе». В книге вы найдете мотивационный тест-опросник с баллами и расшифровкой результатов, тест по психосоциальной зрелости, тест школьной зрелости Керна – Йерасека, тесты на наблюдательность и запоминание, придумывание рассказа по картинкам и многое другое.
Задания лучше выполнять постепенно, в течение нескольких дней. Тестирование должно проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.
Признаки психологической готовности ребенка к школьной жизни:
- способность к произвольной деятельности: ребенок может в течение 30 минут заниматься определенным делом;
- самостоятельность: способность одеться, переодеть сменную обувь, подготовить портфель на завтра;
- способность выполнять инструкции взрослого;
- положительная настроенность к школе;
- умение знакомиться, общаться со сверстниками, делиться учебными предметами (при необходимости защищая собственные границы);
- развитые мышление, внимание, память, словарный запас;
- понимание того, что ожидает в школе: какие здесь действуют правила, ограничения, распорядки;
- нормальная самооценка, уверенность в успешном выполнении заданий.
Как подготовить ребенка к школе
Ребенок должен ходить в детский сад или хотя бы на развивающие занятия, так как это способствует его лучшей адаптации к школьному коллективу. Ведь уже с 3 лет дети сидят за столом, слушают указания воспитателей, выполняют поставленные ими задачи – даже если им интереснее было бы в этот момент поиграть. Ребенок, который регулярно ходит в садик, привыкает к группе из детей и взрослого (воспитателя, учителя).
В то же время и родителям необходимо готовить его к школе:
- Так, для достижения интеллектуальной готовности играйте с ребенком в игры, направленные на обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления и внимания. Полезны пересказы сказок и рассказов, изучение энциклопедий.
- Игры с мелкими предметами, раскрашивание и вырезание по контуру развивают сосредоточенность, внимание и усидчивость, а соблюдение режима дня – самодисциплину.
- Экскурсии в школу, чтение книг всей семьей, рассказ о любимых учителях – все это формирует личностный (мотивационный) критерий готовности к школе.
Важны доброжелательная атмосфера в семье, отсутствие тотального контроля, личный пример, разговоры с дошкольником обо всем на свете.
Некоторые родители сами начинают учить ребенка писать, читать, считать, обучают его иностранным языкам, однако эффективнее поступить по-другому:
- Не учить решать математические задачи, а разъяснить механизмы счета: что такое количество предметов, что такое «меньше» и «больше», куда это – «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Не учить читать, а заинтересовать самим наличием книг, читать сказки и рассказы на ночь по очереди – сначала взрослые, потом ребенок.
- Не учить писать, а показать, как нужно держать в руке карандаши и ручки, играть в игры, развивающие мелкую моторику, научить правильно сидеть за столом.
Хорошо, если ребенок умеет запоминать небольшие стихотворения, 10 цифр или слов, пересказывать истории и составлять рассказы по картинкам. Также желательно научить его клеить, вырезать по шаблону, рисовать по точкам и клеточкам, чертить разные виды линий (прямые, ломаные, волнистые), лепить и рисовать.
Заключение
Умение считать и писать печатными буквами – далеко не все, что входит в психологическую готовность к школьной жизни. Выделяют умственный, социальный, мотивационный и эмоционально-волевой критерии готовности. Важно, чтобы дошкольник был мотивирован на учебу, любознателен, способен контролировать себя, соблюдал школьные правила.
Дети, регулярно посещающие детский сад, чаще всего уже готовы к обучению в школе, но и родители должны уделить этому вопросу особое внимание.