Ребенок не хочет ходить в школу: почему так бывает и как пробудить интерес к учебе

Ребенок не хочет ходить в школу: почему так бывает и как пробудить интерес к учебе

Не будем лукавить – у каждого человека хотя бы раз возникало нежелание ходить в школу. Однако минутные порывы и проблемные ситуации – это одно, но ведь сегодняшнее поколение буквально на всех страницах социальных сетей кричит о том, что школа перестала быть интересной. Что это – пагубная мода XXI века, влияние социума или ошибки в воспитании? Не стоит паниковать: выяснив причину нелюбви к школе, справиться с этим будет легче.

Почему ребенок не хочет ходить в школу

Причин, по которым дети не желают посещать школу, немало. Одни лежат на поверхности, другие тщательно маскируются, особенно в подростковом возрасте – с его пересмотром ценностей и желанием заявить о своем «я». Разберем основные причины неприятия школьной жизни.

Адаптационный период

Проблемы с адаптацией проще пережить взрослым, поскольку они ограничивают себя рамками слова «надо». У детей нет железных аргументов, почему они должны менять свой привычный уклад и идти в школу.

Адаптационный период к школе протекает тяжелее у тех малышей, которые не ходили в детский сад, и не привыкли к режиму. Но даже у старшеклассников после летнего расслабления возникает стойкое нежелание крутиться в ежедневном школьном колесе.

По мнению психологов и педагогов, адаптация к школе – нормальное явление, через которое проходит каждый ученик, только проявляется оно у всех по-разному. Многие дети легко адаптируются к школе, но излишне эмоциональные даже могут с криками и истериками топать ногами, всем своим видом показывая непринятие школьного режима.

Проявления проблемы с адаптацией трудно не заметить:

  • снижение аппетита;
  • беспокойный сон;
  • плаксивость и раздражительность;
  • повышенная усталость;
  • головные боли;
  • психологические нарушения – страхи, стеснительность;
  • снижение иммунитета.

Ничего страшного в этом нет: адаптация вчерашнего дошкольника пройдет быстрее, если быть внимательным к проблемам ребенка. Поддержите своего первоклашку, и вы увидите, что через пару месяцев тревожность уйдет, ребенок приобретет новых друзей, усвоит школьные правила, перестанет чувствовать себя брошенным и одиноким.

Отставание

Всем родителям хочется, чтобы дети учились только на «отлично». Поэтому малышей заранее записывают в подготовительные кружки, на дошкольные курсы и в воскресные школы, лишь бы подтянуть азбуку и счет, а уже в школу отправить маленького Эйнштейна, – который, несомненно, совершит революцию в науке.

Первая двойка – и у родителей стресс. Да, именно у родителей, потому что ребенок еще не понимает всего негатива оценки, зато ощущает на себе укоризненные взгляды мамы и папы.

Если ребенку сложно понять математику – он сразу получает ограничения и порицания. Стресс удваивается, когда малыш приносит еще один неуд. Родители применяют более строгие меры вместо того, чтобы найти ошибки и объяснить тему. Кроме того, могут добавляться вполне необоснованные обвинения – «занимался не тем, чем надо», «болтал с соседом по парте», «смотрел в окно».

Нежелание ходить в школу – это способ избежать проблем. На контрольной у ребенка резко заболит живот, поднимется температура, а если симуляция получится, то этим способом он будет пользоваться все чаще и чаще.

Отсутствие мотивации

Есть несколько видов мотивации, и человек ощущает счастье и моральное удовлетворение в результате воплощения каждой из них. Ребенок – не исключение, ему важен каждый вид мотивации:

  • учебная – овладеть знаниями;
  • социальная – реализовать себя в дружбе, общении;
  • мотивация достижений – необходимость, чтобы тебя поощрили, заметили, похвалили.

Учебная мотивация – самая зрелая из всех. Именно поэтому психологи не советуют отдавать детей в школу раньше семи лет, пока этот вид не сформировался.

Мотивация у большинства детей отсутствует, но выработать ее легко, если в семье показывать пример и хвалить ребенка за успехи. В детском возрасте головной мозг малыша еще слабо контролирует импульсы, а пересиливание себя – это последний процесс, который включается при желании сделать что-то. Другими словами, вместо уроков ребенок будет играть, петь и рисовать, а о «домашке» вспомнит в последнюю очередь.

Вот перечень факторов, понижающих мотивацию:

  • боязнь конкретного учителя;
  • упущенные азы материала;
  • боязнь совершить ошибку;
  • страх перед одноклассниками;
  • усталость;
  • сопротивляемость системе, авторитарному учителю;
  • дефицит свободного времени;
  • противостояние давлению, в том числе и со стороны родителей;
  • сфокусированность взрослых на оценках;
  • разочарование в своих силах;
  • повышенные ожидания от взрослых;
  • желание обратить внимание на себя;
  • интровертность, сложность с адаптацией.

Общество еще не лишено таких болезней, как стереотипность, отсутствие индивидуального подхода, авторитарность в решениях. Выросли современные дети – а к ним по-прежнему применяются старые методы педагогики.

Переутомление

У каждого организма есть свой предел. Когда он на исходе, включаются защитные механизмы, блокирующие активность, в том числе и школьную. Если ребенок еще и ходит на несколько кружков, занимается допоздна уроками, то в конечном итоге он просто устанет.

Загружать детей, чтобы не было времени на «глупости» – с одной стороны, отличный выход для родителей, которые хотят воспитать разностороннюю личность и быть спокойным, что ребенок не гуляет, с кем попало. Только возможности ребенка не безграничны – в результате он исключит из своей жизни самую нагружающую ее часть – школу.

Конфликт с педагогом

Нежелание ходить в школу часто возникает из-за дискомфортных отношений с учителем. Если ребенок видит непринятие себя педагогом, это давит на него и очень понижает самооценку.

Очень часто можно услышать от школьника: «ко мне придираются», «мне ставят одни двойки», «учительница меня не вызывает», «Маше поставили выше оценку, а мне ниже». Такие жалобы говорят о ненормальных отношениях ученика и учителя, и с каждым днем, проведенным в школе, вера в себя у ребенка будет угасать.

Школьный буллинг

Популярное ныне слово «буллинг» прочно вошло в школьную педагогику и психологию. Сегодня явление получило научное объяснение, более того – даже наметились варианты решения проблемы, вплоть до административной ответственности. Школьный буллинг становится все более изощренным, массовым, разнообразным.

Новая форма буллинга – психологическая. Ребенка не будут бить и наносить физические увечья, но ему всячески покажут пренебрежение и устроят травлю:

  • распространение сплетен;
  • словесная травля;
  • бойкот;
  • унижение.

В статье клинического психолога Елены Трушиной, исследующей проблему школьной агрессии, приведены такие данные:

  • буллинг более всего распространен в младшей школе и постепенно он снижается;
  • буллерами становятся как мальчики, так и девочки;
  • буллера поддерживают как активно, так и пассивно, – боясь оказаться в категории неугодных.

В психологии есть такое понятие «травма наблюдателя», когда ребенок, не втягивающийся в конфликт, а только наблюдающий за его развитием, получает не меньшую психологическую травму, чем сама жертва. Поэтому не думайте, что в буллинге есть позиция крайнего – даже если травят не вашего ребенка, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотек.

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу

«Что делать?» – задаются вопросом родители, чьи дети не хотят идти в школу. Нужно ориентироваться по ситуации – в зависимости от возраста ребенка и причин угасания интереса к школе.

Класс ученикаЧастые причины и решение проблемы
1 классПроблемы с адаптацией
О том, как снизить негативные проявления адаптации, можно посоветоваться с психологом. Но в большинстве случаев родители справляются своими силами. Расскажите ребенку, что вы понимаете его проблемы и разделяете его беспокойство. Не ставьте мнимую стену, не говорите слова «должен» - в семь лет нет чувства долженствования. Постарайтесь раскрыть положительные стороны школьной жизни, запишите малыша в кружок по интересам, давайте отдых перед выполнением домашнего задания. Не забывайте, что у детей режим пока может требовать дневного сна, поэтому после школы предложите отдохнуть.
2-4 классПереутомление
Помните, что все хорошо в меру. Если у ребенка в неделе есть пара свободных дней, когда он просто ничего не делает, то это тоже своеобразный способ разгрузки. Его головной мозг не отключается – малыш над чем-то раздумывает, о чем-то мечтает, решает какие-то свои трудности, сочиняет истории, пытается идентифицировать себя, примеряет будущую профессию. Такое время не проходит даром – оно чрезвычайно важно.
Отставание
Не создавайте из школы центр вселенной. Вокруг нее мир не вращается – есть друзья, интересы и увлечения. Малышу об этом «секрете» знать не обязательно, но при правильной расстановке акцентов родители могут значительно снизить уровень тревожности. Если дома все разговоры будут о школе, уроках и домашнем задании, то порочный круг просто замкнется, а ребенок окажется в ментальной клетке, за которой жизни нет – есть только школа с однообразными стенами в каждом кабинете. Учите его видеть позитив, рассказывайте больше о применении знаний на практике, водите на познавательные экскурсии, чтобы ребенок понял ценность знаний и тянулся к ним. Тогда и неуспеваемость сойдет на нет.
5-9 классПроблемы с учителем
Попробуйте разобраться, что именно волнует подростка, ведь в этом возрасте они хотят самоутвердиться, показывают свой характер, свое «я». Обсудите ситуацию с учителем. Далеко не всегда темпераменты учителя и ребенка совпадают, к школьнику нужен индивидуальный подход, но среди тридцати учеников реализовать на практике это непросто. В приватной беседе с педагогом попросите обратить особенное внимание на ученика, чтобы подросток увлекся материалом и получил заслуженное поощрение учителя. Эти важные первые шаги помогут наладить тот шаткий мостик, который должен быть между педагогом и учащимся.
Буллинг
Дайте ребенку такие советы:
·         избегать агрессора, не провоцировать его;

·         быть среди друзей;

·         смело отказывать при принуждении;

·         сдерживать гнев;

·         оставаться позитивным;

·         рассказать о буллинге взрослым.

Немедленно обращайтесь к педагогу, психологу, а при необходимости – в соответствующие органы, если буллинг не прекращается. Иногда лучшим вариантом становится даже смена школы, чтобы оградить ребенка от преследований.
10-11 классПереутомление, потеря мотивации, стресс
Последние классы – время для подготовки к поступлению в ВУЗ, а значит – дополнительные занятия, подготовительные курсы, недостаток сна, стресс, нежелание следовать по стопам родителей в выборе профессии, невозможность определиться с институтом, ЕГЭ. А еще – первая влюбленность, первое расставание… Список можно дополнять, поскольку жизнь выпускников действительно похожа на адскую гонку. В этом случае родители должны разговаривать с подростком, прислушиваться к его выбору, давать время на отдых. С родительской поддержкой все можно преодолеть.

Когда есть смысл обратиться к психологу

Психолог станет хорошим помощником, если родители не справляются с детскими проблемами. В следующих ситуациях с визитом к специалисту лучше не затягивать:

  • при затяжной депрессии, если ребенок чего-то не договаривает;
  • если вы наблюдаете страхи и фобии, в том числе и не связанные со школой;
  • при частых конфликтах в семье, с одноклассниками;
  • в период возрастных кризисов (особенно в подростковом возрасте);
  • если ребенок стал агрессивным, появилась жестокость;
  • при внезапных истериках, панических атаках;
  • если ребенок не устанавливает контакт с учителем;
  • при внезапном ухудшении успеваемости;
  • если ребенок сам настаивает на встрече со специалистом;
  • при наличии признаков селфхарма (самоповреждения).

Консультация у психолога – естественный процесс. Психолог – не врач, это специалист, работающий не с патологиями, а с эмоциями. На первую консультацию родители идут вместе с ребенком – это поможет избавиться от страха. Грамотный специалист поможет устранить проблемы, поднять мотивацию, усилить веру в себя.

Команда mums.ru

Родительство — самое радостное и сложное приключение в жизни. В Mums мы знаем о вас и готовы вам помочь. Когда вы ищете лучшее для своего ребенка, то не оставляете камня на камне, и мы тоже. Принятие правильных решений о том, что нужно ребенку, что он будет любить и ценить, когда вырастет, и что поможет ему реализовать свой безграничный потенциал — непростая задача. Мы здесь, чтобы дать вам инструменты для ее выполнения. Мы рады поделиться обзорами продуктов, пошаговыми советами по воспитанию детей и фантастическими идеями подарков на все случаи жизни. Мы стремимся дать вам все необходимое, чтобы вы могли сосредоточиться на радостях воспитания ребенка.